Долгая дорога в Императорский город

Севастополь – в переводе с греческого означает «августейший», «императорский» город. В советское время это, данное сподвижниками Екатерины Великой название замалчивалось, «переводилось» как «величественный», «славный» город. Хотя этот город-герой по справедливости является городом русской боевой славы.

Почему мы решили отдыхать в Севастополе

За подготовку книги «Заповедный век» я получил премию и решил потратить её на совместную поездку с женой куда-нибудь на отдых. Она очень хотела на Чёрное море. Но Краснодарский край мы откровенно не тянули финансово, даже сложив вместе эту премию, мои отпускные и те деньги, что выделили супруге на отдых её родители. Поэтому выбор пал на Крым, как относительно недорогое место отдыха. Но куда ехать конкретно? Глаза разбегались. Лилия (моя супруга) предлагала Ялту, а я – Севастополь, так как я был там на научной конференции в 2016 году и более-менее знал окрестности и местные цены. Это моё знание и решило наш выбор – во время июльского отпуска едем в Севастополь!

Почём билеты до Севастополя?

Как люди с весьма скромными финансовыми возможностями, мы искали самый дешёвый вариант нашего трансфера из Астрахани в Севастополь.

С 1 июля мы были в отпуске, но отъезд был запланирован на 4 июля из соображений подстраховки. Дело в том, что СберБанк в Крыму не работает, и деньги на оплату гостиницы и наше прожитие необходимо было  брать с собой наличными, а отпускные мне могли придти на карту либо 1-го июля, в первый день отпуска, либо 3-го июля, в наш «зарплатный» день, и обналичить их надо было накануне отбытия. Забегая вперед, скажу, что деньги, к счастью, пришли вовремя.

Поскольку железнодорожный мост в Крым ещё не достроен, вариантов покупки билетов было два:

1. самолётом до Севастополя через Москву – 11 082 руб./чел. без багажа за 6 ч. 15 мин;
  2. прямым междугородним автобусом Астрахань – Севастополь за 3 184 руб./чел. + 326 руб. за 1 багажное место за 27 ч 10 мин.

И мы поехали автобусом, тем более что я уже однажды именно так ездил в Севастополь на конференцию.

Отъезд из Астрахани

Поскольку я уже ездил ранее на автобусе 27 часов туда и 27 часов обратно, то чем ближе к поездке, тем менее мне хотелось ехать. Но билеты уже были куплены, гостиница (о ней позднее) забронирована, а жена, никогда не ездившая на автобусе так далеко, лучилась энтузиазмом…

Путь предстоял неблизкий – более 1300 километров!

Из Астрахани в Севастополь можно добраться прямым автобусным маршрутом за 27 ч 10 мин

Через Элисту, Краснодар, Керчь, Феодосию, Симферополь. Часть маршрута пролегала по Крымскому мосту – самому длинному в России.

В 7 утра 4 июля мы погрузились в такси, доставившее нас на автовокзал. Пройдя контроль, выражавшийся в сканировании наших сумок, и посидев час на платформе, мы сели в 9.00 по астраханскому времени (МСК+1) в автобус и вскоре покинули на нём Солнечную систему Астраханскую область.

Ай, автобус поломался… в Элисте

Спустя 4 часа (и одну остановку типа сортира в Яшкуле (Калмыкия)) в 12.00 по московскому времени мы приехали в столицу Калмыкии Элисту, где полюбовались проездом из окна автобуса на Центральный хурул (буддийский храм). На автостанции Элисты к нам сел ещё один пассажир, которого вскоре ссадила сотрудница вокзала, поскольку выяснилось, что тот намеревался ехать на нашем автобусе в Астрахань (вероятно, через Севастополь). Он при выходе выругался и принёс нам несчастье.

Только мы отъехали от автостанции (было примерно 12.40) и проехали по кольцу мимо памятника генералу О.И. Городовикову, как Александр Аркадьевич, старший на вид по возрасту из наших водителей, сказал своему напарнику:

– Санёк, стой!

– А что такое? – спросил Санёк.

– Сам не чувствуешь,  что такое?

И они остановили автобус, высадили всех нас, пассажиров, подняли задний мост на домкраты, разложили вокруг тьму гаек, болтов и инструментов и начали ковыряться под днищем, никому не объясняя, «что такое» произошло.

Наш поломанный автобус. Рейс 525 - Астрахань - Севастополь. Фото Лилии Подоляко
Наш поломанный автобус. Рейс 525 – Астрахань – Севастополь.
Фото Лилии Подоляко

Прошёл час. Аркадьевич и Санёк запускали двигатель, прокручивали вперёд – назад то правое, то левое задние колёса, подтягивали болты на ступицах и на мосте.

Водители на путях ремонта в полевых условиях. Фото Лилии Подоляко

Прошло ещё два часа. Моя супруга уже решила для себя, что мы окончательно сломались, и подбивала меня найти способ вернуться домой, в Астрахань. Но я твёрдо решил ждать.

Чтобы отвлечь её от грустных мыслей, я предложил пофотографироваться в окрестностях места поломки.

У куста - Элиста.
У куста – Элиста.
Элиста. Моя жена Лилия Нагимовна на фоне памятника О.И. Городовикову
Элиста. Моя жена Лилия Нагимовна Подоляко на фоне памятника О.И. Городовикову
Автор этого блога   на фоне памятника О.И. Городовикову. Элиста. Фото Лилии Подоляко
Автор этого блога – на фоне памятника О.И. Городовикову. Элиста. Фото Лилии Подоляко

И, наконец, в полчетвёртого терпение было вознаграждено. Мы поехали дальше – то ли со сцеплением на честном слове, то ли частично без тормозов, а скорее всего, как я понял из редких фраз, оброненных нашими водителями – с обеими этими проблемами. Жене я тогда об этом, естественно, не сказал, она была так счастлива тем, что наше путешествие к морю продолжилось!

Ставрополье и Краснодарский край

Почти не останавливаясь (отставание от графика следования было в три часа) автобус проехал Дивное, и пересекал многочисленные обильные зеленью сёла Ставропольского края.

В одном из сёл Ставрополья. Вид из окна автобуса. Фото Лилии Подоляко
В одном из сёл Ставрополья. Вид из окна автобуса.
Фото Лилии Подоляко

Они перемежались жнивьём. А после Кропоткина в Краснодарском крае начались многочисленные поля подсолнечника, в рост человека.

Лесополоса, отделяет ниву от дороги. Ставрополье.

Около полуночи мы прибыли в Краснодар. Там водители снова подтянули болты на ступицах задних колёс нашего автобуса.

Стемнело, и мы заснули.

Крымский мост

В кресле автобуса мне с моим высоким (186 см) ростом было очень тесно, некуда было девать ноги, и спал я плохо. Когда мы около 4.00 утра 5 июля проехали Темрюк, я предвкушал проезд по Крымскому мосту – этому чуду современной отечественной инженерной мысли, самому длинному мосту в России и Европе. Я даже разбудил жену, но она, посидев полчаса, уснула снова. Тогда я ещё не знал, что подходы трассы к мосту с краснодарской стороны равняются более 40 км! И вот, наконец, красавец мост! Справа Азовское море, слева – Чёрное… Нет, я знал, конечно, что мост проложен над Керченским проливом, но думать, что я еду по мосту между двумя морями, было – эпичнее что ли.

За ту четверть часа, что я предавался таким думам, мы проехали арку моста и въехали в Крым около Керчи.

Едем по Крыму

Если после Керчи за окном тянулись ещё привычные взгляду астраханца степи,

Крымские степи. Вид из окна междугороднего автобуса.
Фото Лилии Подоляко

то после Феодосии показались первые горы.

Вот они - горы! Фото Лилии Подоляко
Вот они – горы! Фото Лилии Подоляко

В Крыму мы столкнулись со значительными заторами, связанными из-за перенаправлением местного движения по причине строительства федеральной трассы «Таврида».

Строящаяся федеральная трасса "Таврида". Слева - новое, справа - старое полотно дороги. Фото Лилии Подоляко
Строящаяся федеральная трасса “Таврида”. Слева – новое, справа – старое полотно дороги. Фото Лилии Подоляко

Всем лишним придется сойти (в Симферополе)

Из-за заторов на отдельных участках «Тавриды», особенно длинных при подъезде к столице Республики Крым – городу Симферополю, и общего отставания от графика автобус прибыл на его автовокзал только в 9.00 мск. И здесь наши водители, не успевая иным способом прибыть в срок и опасаясь за тормоза, объявили, что пассажиры, следующие в Алушту и Ялту, будут пересажены на местные маршрутки, а автобус пойдёт по прямой короткой дороге в Севастополь.

А у многих пересаживаемых был громоздкий багаж, который не предназначался для перевозки в тесной маршрутке…

– Хорошо, что мы не поехали в Ялту! – сказала мне тогда жена.

И всё-таки мы – в Севастополе!

Оставшуюся дорогу до Севастополя я проспал. Вот несколько фотографий, сделанных моей супругой в это время.

Въездная арка в город-герой Севастополь. Фото Лилии Подоляко
Предместья Севастополя проносятся мимо... Фото Лилии Подоляко
Предместья Севастополя проносятся мимо… Фото Лилии Подоляко
В Крыму. Фото Лилии Подоляко

Как ни удивительно, несмотря на все приключенческие задержки в пути, мы (и ещё один наш попутчик, ехавший из Астрахани в Севастополь) прибыли на конечную станцию вовремя – в 11.10 МСК 5 июля 2019 года!

Тут же с вещами пошли к кассам взять билеты на обратную дорогу. Прямо передо мной внаглую втёрлась какая-то тётка за билетами в Ялту, мало того, что влезшая без очереди, так и начавшая возмущаться, мол расставили тут свои сумки… Было неприятно, что встречаются такие невоспитанные люди и портят впечатление о своём регионе приезжим гостям.

Обратные билеты на автобус Севастополь – Астрахань обошлись нам дешевле: 6038 руб./чел. + 308 руб. за багажное место.

Несмотря на утверждения занкомых о том, что Мегафон в Крыму не работает, я всё же смог дозвониться через роуминг (3 р./мин разговора) до хозяйки гостиницы Ларисы Матюшкиной, та встретила нас на своей машине и отвезла в гостевой дом Matillary.

Продолжение следует…

Анонс: из следующей статьи Вы узнаете, где недорого устроиться жить, как сытно поесть вдвоем за 400 руб. в день и как подключить выгодный тариф местной связи в Севастополе.

Чтобы не пропустить выход новой статьи о нашей поездке в город-герой Севастополь, подписывайтесь на Онлайн-дневник Степана Подоляко!

Поделиться ссылкой:

4 комментария

1. Ждём продолжния, судя по началу истории впечатлений у Вас море))

2. Степан Подоляко

Ппродолжение скоро будет)

3. Респект Вам и Вашему семейству!
    Наверное, нелёгкое путешествие автобусом, в жару.
    Я бы не решилась.

4. Степан Подоляко

Да не очень жарко было, даже холодно, особенно в Крыму – всего 27 – 30 градусов, куртки под вечер одевали.